праведность и мир ЭЛЕКТРОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ЖУРНАЛА домашняя / публикация

 

 

Богословие права как наука

«Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, приклоните ухо ко Мне!
ибо от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов.
Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы;
острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою.
Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз:
ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее также вымрут;
а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет.
Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой!
Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь.
Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь;
а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое - в роды родов» (Ис.51:4-8)

Господь является источником правды, которая включает в себя закон и правосудие, суд и милость во Христе и Боге спасающую народ от погибели, ведующую в процветание, плодотворность и успех в нынешней жизни и ведущее в жизнь вечную. Правда Божия, как и Бог, её носитель, вечна, и несёт в себе силу Божью, просвещающую человека мудростью и укрепляющую на всякое доброе дело. Эта правда открывается Богом человеку, осмысливается пытливым разумом и встраивается обществом в систему научных знаний о Боге Творце и всём Его творении.

Богословие права – наука, изучающая правовые явления, то есть явления правды Божьей, взаимоотношения элементов окружающего нас мира во свете Божественного Откровения, учения Закона и Пророков, Христа Иисуса Спасителя нашего, Апостолов и Святых Отцов, основанная на истине Священного Писания и Предания Церкви Христовой Православной, созидаемая на любви и любовью Отца Небесного.

Целью богословия права является формирование целостного и достаточного для спасения человека понимания Бога и Его творения, Его правды и закона, суда и милости в обретении благодатного прикосновения руки Господней, в причастии Христу и Его Телу Церкви Православной.

Как учит Мудрость Божия: «У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Прит.8:14,15). Как и поступают истинные отцы своих семей и народов: «Благодеющая рука Бога его была над ним, потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять [его], и учить в Израиле закону и правде» (Ездр.7:9,10).

Задачи богословия права во Христе и Святом Православии:

- Познание Христа и Бога, Его правды и воли Божией, порядка и мира Его Царства Божия в небесах и на земле.
- Исполнение всего познанного во Христе и Боге, во всем – воли Бога Отца Вседержителя.
- Узаконивание правды Божией в морали, общественном устройстве и нормативно-правовых актах.
- Научение закону и правде Божией.
- Утверждение закона и правды Божией.
- Вечное блаженствование во Христе и Боге в Его Божьей правде и законе, в суде и милости, в Его Церкви Теле и Доме Божием.

 

Особенности научного богословского стиля

В основании любой научной работы лежит принцип преемственности и развития знания, предполагающий предварительное изучение материалов, освещающих ту или иную сферу исследований. Не является исключением и богословие. Поэтому всякая научная, в том числе, и богословская статья является результатом, как минимум, обзора литературы по выбранной теме или, более того, анализа ситуации на предмет определения проблем, разработке предложений их решения, выдвижения и доказательства гипотез, формирования теории.

В богословии Православной Церкви основанием исследований является созерцание красоты Бога Отца Вседержителя Творца и Промыслителя неба и земли, открывающегося нам в Священном Писании и Предании, благолепии и благочинии служения Церкви, во Христе Спасителе, действующем Словом и Духом Святым в Своих святых и во всём творении.

При этом в качестве источников информации используется, во-первых, Священное Писание, Библия, на основании которой построены все размышления и труды Святых Отцов, а, соответственно, и жизнь Церкви. Затем, произведения самих Отцов Церкви, решения семи Вселенских Соборов Православной Церкви, раскрывающие истину Слова Божьего и воплощающие её в духовной жизни спасенных душ, праве и законодательстве Церкви, правовой системе общества. Правила церковного благочиния и устройства. Современное каноническое право и законодательство Церкви. Также гражданское и национальное право и законодательство в его современном, историческом и сравнительном аспектах. Данные гуманитарных, точных и других наук, истории.

Для более глубокого понимания отдельных слов, фраз, отрывков текста и сущности рассматриваемого вопроса используются, признанные Церковью ново- и ветхозаветные библейские источники на оригинальных языках, славянские тексты, современные иностранные переводы Библии. При этом не допускается прямая или косвенная библейская критика, но всякое исследование и его обнародование должны быть направлены на укрепление авторитета Священного Писания и Православной Церкви, в конечном итоге – на спасение каждой души человеческой во Христе и Боге, в Его теле и Доме Божием Церкви в жизнь вечную.

Допускается минимальное упоминание источников знания падшего духовного мира, максимально ограниченное до необходимого уровня в соответствующих апологетических работах, компенсируемое полным разрушением заложенных в них идей силой и авторитетом Слова Божьего, учения и практики духовной жизни Церкви Христовой. Как учит нас этому Христос Спаситель, например в противостоянии искушениям лукавого: «Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф.4:10,11)

Ангелы так же и всегда служат всякому, кто поклоняется Христу и Богу в духе и истине, является причастником Божественного естества и жизни, Его Церкви и правды, совершаемого Им труда в Его благодати и славе вечной.
 

Особенности научно-популярного стиля

Научно-популярное произведение призвано в понятной и доступной форме подать широкому кругу читателей содержание науки, помочь обществу приобщиться к современным достижениям во всех областях человеческого знания. Материал, полученный в результате научных исследований, при этом подается в сокращенной и упрощенной форме.

В данном журнале публикуются статьи богословско-правовой тематики. И при использовании стиля популярного изложения материала данной науки требуется соответственное отношение к научной терминологии, несущей определенную смысловую нагрузку, точной в определениях, но хорошо знакомой только специалистам узкого профиля и ничего не говорящей обычному среднему читателю, широким массам, к которым в большей степени обращено данное издание. Решение этой проблемы заключается в использовании ряда приёмов научно-популярного литературного стиля:
- Ограничение количества специальной юридической и богословской терминологии, употребляемой в одном определённом высказывании. Что позволяет по окружающему контексту определить или припомнить значение определённого термина.
- Объяснение впервые встречающихся специальных терминов.
- Отсылка к специальным словарям и вспомогательной литературе.
- Надежда на аккуратность и прилежание читателя, все-таки старающегося осмыслить интересующую его тему и найти ответы на возникающие вопросы.

«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему» (Иак.1:5).

 
 


Опубликовано: 2010.03.25
Редакция: 2017.03.25

Праведность и мир © Калашников Ю.В. 2010, 2011, 2012, 2013, 2017 Правила сайта