«Послушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, приклоните ухо ко Мне!
ибо от Меня произойдет закон, и суд Мой поставлю во свет для народов.
Правда Моя близка; спасение Мое восходит, и мышца Моя будет судить народы;
острова будут уповать на Меня и надеяться на мышцу Мою.
Поднимите глаза ваши к небесам, и посмотрите на землю вниз:
ибо небеса исчезнут, как дым, и земля обветшает, как одежда, и жители ее
также вымрут;
а Мое спасение пребудет вечным, и правда Моя не престанет.
Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой!
Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь.
Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь;
а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое - в роды родов» (Ис.51:4-8)
Господь является источником правды, которая включает в себя закон
и правосудие, суд и милость во Христе и Боге спасающую народ от погибели,
ведующую в процветание, плодотворность и успех в нынешней жизни и ведущее в
жизнь вечную. Правда Божия, как и Бог, её носитель, вечна, и несёт в себе
силу Божью, просвещающую человека мудростью и укрепляющую на всякое доброе
дело. Эта правда открывается Богом человеку, осмысливается пытливым разумом
и встраивается обществом в систему научных знаний о Боге Творце и всём Его
творении.
Богословие права – наука, изучающая правовые явления, то
есть явления правды Божьей, взаимоотношения элементов окружающего нас мира
во свете Божественного Откровения, учения Закона и Пророков, Христа Иисуса
Спасителя нашего, Апостолов и Святых Отцов, основанная на истине Священного
Писания и Предания Церкви Христовой Православной, созидаемая на любви и
любовью Отца Небесного.
Целью богословия права является формирование
целостного и достаточного для спасения человека понимания Бога и Его
творения, Его правды и закона, суда и милости в обретении
благодатного прикосновения руки Господней, в причастии Христу и Его Телу
Церкви Православной.
Как учит Мудрость Божия: «У меня совет и правда; я разум, у меня
сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» (Прит.8:14,15). Как
и поступают истинные отцы своих семей и народов: «Благодеющая рука Бога его
была над ним, потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать
закон Господень и исполнять [его], и учить в Израиле закону и правде»
(Ездр.7:9,10).
Задачи богословия права во Христе и Святом Православии:
- Познание Христа и Бога, Его правды и воли Божией, порядка и
мира Его Царства Божия в небесах и на земле.
- Исполнение всего познанного во Христе и Боге, во всем – воли Бога Отца
Вседержителя.
- Узаконивание правды Божией в морали, общественном устройстве и
нормативно-правовых актах.
- Научение закону и правде Божией.
- Утверждение закона и правды Божией.
- Вечное блаженствование во Христе и Боге в Его Божьей правде и законе, в
суде и милости, в Его Церкви Теле и Доме Божием.
Особенности научного богословского стиля
В основании любой научной работы лежит принцип преемственности и
развития знания, предполагающий предварительное изучение материалов,
освещающих ту или иную сферу исследований. Не является исключением и
богословие. Поэтому всякая научная, в том числе, и богословская статья
является результатом, как минимум, обзора литературы по выбранной теме или,
более того, анализа ситуации на предмет определения проблем, разработке
предложений их решения, выдвижения и доказательства гипотез, формирования
теории.
В богословии Православной Церкви основанием исследований является
созерцание красоты Бога Отца Вседержителя Творца и Промыслителя неба и
земли, открывающегося нам в Священном Писании и Предании, благолепии и
благочинии служения Церкви, во Христе Спасителе, действующем Словом и Духом
Святым в Своих святых и во всём творении.
При этом в качестве источников информации используется,
во-первых, Священное Писание, Библия, на основании которой построены все
размышления и труды Святых Отцов, а, соответственно, и жизнь Церкви. Затем,
произведения самих Отцов Церкви, решения семи Вселенских Соборов
Православной Церкви, раскрывающие истину Слова Божьего и воплощающие её в
духовной жизни спасенных душ, праве и законодательстве Церкви, правовой
системе общества. Правила церковного благочиния и устройства. Современное
каноническое право и законодательство Церкви. Также гражданское и
национальное право и законодательство в его современном, историческом и
сравнительном аспектах. Данные гуманитарных, точных и других наук, истории.
Для более глубокого понимания отдельных слов, фраз, отрывков
текста и сущности рассматриваемого вопроса используются, признанные Церковью
ново- и ветхозаветные библейские источники на оригинальных языках,
славянские тексты, современные иностранные переводы Библии. При этом не
допускается прямая или косвенная библейская критика, но всякое исследование
и его обнародование должны быть направлены на укрепление авторитета
Священного Писания и Православной Церкви, в конечном итоге – на спасение
каждой души человеческой во Христе и Боге, в Его теле и Доме Божием Церкви в
жизнь вечную.
Допускается минимальное упоминание источников знания падшего
духовного мира, максимально ограниченное до необходимого уровня в
соответствующих апологетических работах, компенсируемое полным разрушением
заложенных в них идей силой и авторитетом Слова Божьего, учения и практики
духовной жизни Церкви Христовой. Как учит нас этому Христос Спаситель,
например в противостоянии искушениям лукавого: «Иисус говорит ему: отойди от
Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному
служи. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему»
(Мф.4:10,11)
Ангелы так же и всегда служат всякому, кто поклоняется Христу и
Богу в духе и истине, является причастником Божественного естества и жизни,
Его Церкви и правды, совершаемого Им труда в Его благодати и славе вечной.
Особенности научно-популярного стиля
Научно-популярное произведение призвано в понятной и доступной
форме подать широкому кругу читателей содержание науки, помочь обществу
приобщиться к современным достижениям во всех областях человеческого знания.
Материал, полученный в результате научных исследований, при этом подается в
сокращенной и упрощенной форме.
В данном журнале публикуются статьи богословско-правовой
тематики. И при использовании стиля популярного изложения материала данной
науки требуется соответственное отношение к научной терминологии, несущей
определенную смысловую нагрузку, точной в определениях, но хорошо знакомой
только специалистам узкого профиля и ничего не говорящей обычному среднему
читателю, широким массам, к которым в большей степени обращено данное
издание. Решение этой проблемы заключается в использовании ряда приёмов
научно-популярного литературного стиля:
- Ограничение количества специальной юридической и богословской
терминологии, употребляемой в одном определённом высказывании. Что позволяет
по окружающему контексту определить или припомнить значение определённого
термина.
- Объяснение впервые встречающихся специальных терминов.
- Отсылка к специальным словарям и вспомогательной литературе.
- Надежда на аккуратность и прилежание читателя, все-таки старающегося
осмыслить интересующую его тему и найти ответы на возникающие вопросы.
«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога,
дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему» (Иак.1:5).
|