ПРАВЕДНОСТЬ И МИР электронные материалы журнала лицевая/школа/
Целый год собирались они в
церкви и учили немалое число людей,
Паспорт специальности Калашников Юрий Викторович «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его» (Откр.22:13,14). Так в Книге Откровения Иоанна Господь говорит о Себе и тут же о спасенном человеке, призванном к единству с Богом Началом и Концом всего существующего, а также и сотворяемого каждым человеком в его начинании и завершении. Первым Правилом Трульского Собора эта Евангельская истина утверждается в каноническом праве Православной Церкви: «При начатии всякого и слова и дела наилучший чин есть от Бога начать, и с Богом оканчивать, по глаголу Богослова». Это правило относится, во-первых, конечно к проповеди, как эталону мышления человека, а затем должно распространиться и на всякий помысел человека, стать основой его слов и поступков, наполненных силой мудрости, правды и благодати Божией. Таковым должно быть наше обыденное и научное мышление. Что только и может человека, спасенного во Христе и причастии Православной Церкви, истинно наполнить благами нынешнего века и даровать беспрепятственный вход в жизнь вечную века будущего. В движении по указываемому Христом пути спасения Церковь всегда мыслит о науке и богословии, как едином целом, несмотря на периодически восстающие против познания истины времена безбожного, так называемого, «просвещения» и воинствующего атеизма. Господь, учреждая институт науки, с начала преподает только что созданному Адаму правила отношения к полученному из рук Творца уделу Эдемского сада, заповедуя, «возделывать его и хранить его» (Быт.2:15), а также вкушать от всякого плода, кроме греха. Далее, в непрестанном попечении открывает правду о Творце и Его творении, зафиксированную в Законе и Пророках. Порядок отношений с Вседержителем и окружающим обществом, а также и со всем творением Господним. Воспринимая плоть человека, приходит в Сыне Божием, как единственный совершенный Учитель (Мф.23:8-10), в Святой Троице смиряющий Духом Святым души Отцу Небесному (Мф.7:21; 12:50). Ныне научающий устами Православной Церкви восприятию во Христе спасения и благодати Божией. Преодолевая возникшие в прошлом столетии отступления общества Православной Руси от цельности богословского и не богословского научного восприятия окружающего мира, ныне Церковь занимается развитием духовного образования и богословских исследований, в том числе, их интеграцией в систему народного образования и науки. Основанием чего является богословское научное осмысление этих процессов и принятие соответствующих решений. В частности, Священным Синодом принята «Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной Церкви», где указывается на необходимость «совместимости системы духовного образования со светскими системами образования в странах, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви» [1]. Рассматривая образование и науку, в том числе, богословскую и иную, как единый учебно-научно-производственный комплекс, можем видеть область, где находятся границы составляющих их элементов и где должно быть построено их взаимодействие. Одним из первых шагов любого научного исследования является определение его предмета и необходимой методологии, то есть инструментария. Например, исследуя один предмет – человека, медик, пастырь, портной, правоохранитель и т.д. будут применять свои наборы инструментов, соответственно поставленным целям и специальности. Так и в научных изысканиях. В системе организации науки и производства одним из основных документов, определяющих границы исследовательской и практической деятельности человека по их предмету и методу является номенклатура специальностей, в частности, «Номенклатура специальностей научных работников», утверждаемая приказом Министерства науки и образования. В ней каждой отрасли науки, группе специальностей и специальности присваивается свой шифр. Каждая специальность кроме шифра из трех пар цифр, разделенных
точками, обозначающих род, вид и подвид имеет еще и «Паспорт специальности» -
документ, определяющий область специальности, в ней предмет исследования
и основную специфическую методологию исследовательской работы. Паспорт
утверждается Высшей аттестационной комиссией (ВАК) и используется для: Все эти элементы организации труда в учебно-научно-производственном или духовном комплексе являются общими для Православной Церкви и народного хозяйства, в том числе, образования. Поэтому в них формируется интеграция богословских и других научных исследований, одним из основных начальных документов которой является Паспорт специальности. Существующая Номенклатура специальностей и совокупность их паспортов в сравнении с таковой гипотетической Православной Церкви имеет больший объем и меньшее содержание. При добавлении в их содержание признака соответствия учению и практике Православной Церкви, образуется православная разновидность номенклатуры и паспорта, являющуюся действительно истинной в ряду с другими мировоззренческими подходами, суть заблуждениями и ересями. Конкретным примером данного пути единения богословских и других научных исследований является разработка православного варианта паспорта специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» (ВАК РФ), «Теорія та історія держави і права; історія політичних і правових учень» (ВАК Украины), шифр 12.00.01. В уточнении предмета и метода, и в составлении паспорта использовалась методология православной догматики и богословия. Особенности его композиции и применения, а также дальнейшего развития работы указаны в пояснительной записке к представленному далее паспорту, разработанному автором статьи. Часть статьи выше опубликована 2012.10.19. Паспорт специальности Теория и история права и общества; история правовых
учений об обществе (Проект на основании паспорта ВАК России и ВАК Украины, шифр 12.00.01) Теория и история права и государства; история учений
о праве и государстве
Шифр специальности ВАК: 12.00.01 Формула специальности: Содержание специальности 12.00.01-ПЦ «Теория и история права и государства, история правовых учений об обществе (Православная Церковь)» представляет собой логически и исторически оформленную систему научного знания, включающего богословское учение и догматы Православной Церкви, общенаучные факты, идеи, представления, конструкции, понятия и категории, гипотезы и прогнозы, которые отражают современный уровень познания общих закономерностей возникновения, развития и функционирования правовой системы общества, в том числе, наряду с другими общественными институтами, во-первых, теоретические и исторические основы собственно канонического права и устройства Православной Церкви. Предмет специальности складывается из: Методология специальности призвана обеспечить: Область исследования: 1. Общие вопросы теории и истории права и общественного порядка. 2. Предмет и метод истории и теории права и общественного порядка. 3. Онтология, аксиология и гносеология в теории и практике правовой системы общества, Православной Церкви и других общественных институтов. 4. Место теории и истории права и организации Православной Церкви и государства, а также других общественных институтов в системе богословских и юридических наук. 5. Происхождение и ранние формы права. Божья правда и закон, суд и милость. Обычное право. Каноническое и не каноническое право. Правовой и не правовой закон. 6. Происхождение и ранние формы церковного и общественного устройства. Бог, Его Промысел и мир в творении. Правовой компонент Православной культуры. 7. Понятие и сущность права. Особенности канонического права. 8. Духовные, социальные и другие функции права. Механизмы правового регулирования. 9. Каноническое и светское право в правовых системах церковного и государственного устройства. Характеристика моделей правовых и не правовых систем. 10. Право в системе духовных и социальных норм. Право и нравственность. 11. Нормы права. Классификация норм. 12. Система и структура права. Правовое регулирование. Историческое развитие. Отрасли и институты права. 13. Правотворчество и законотворчество, узаконивание правды Божией. Юридическая (законодательная) техника. 14. Откровение Божие, его фиксация и восприятие, источники, формы права. Правовые акты. Теория закона. 15. Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов. Священное Писание и Предание Православной Церкви. Канонические правила, сборники. 16. Православное правосознание и правовая культура, как вера и праведность, святость и благочестие. 17. Толкование права. Акты толкования права. 18. Правовые отношения. Правосубъектность. Юридический факт. 19. Реализация права. Применение правовых норм. Акривия и экономия духовного управления и воспитания. 20. Божия правда и суверенитет Вседержителя, верховенство права и законность. 21. Правопорядок. Мир Божий и Православная культура, церковное благолепие, семейное благополучие, хозяйственный порядок в экономике, правопорядок, общественная и национальная безопасность. Мир в международных отношениях. 22. Святость и любовь Бога Вседержителя Царя и Отца Небесного, как непоколебимые основания, сила, принципы и гарантии верховенства права и законности. 23. Праведность, правовое и правомерное поведение. Злоупотребление законом и субъективным правом. 24. Грех, правонарушение, юридическая ответственность. 25. Ветхий и Новый Завет. Закон и благодать. Динамика права. Закон греха и смерти, а также закон духа жизни во Христе. 26. Сравнение и история правовых теорий. Заветы. Реформы. 27. Православная апологетика в теории права и правовые теории современности. Естественное право и юридический позитивизм. 28. Царство Божие и теория Церкви Дома Божия и Тела Христа, устройства семьи, местного и государственного управления, хозяйственного порядка. 29. История Церкви Тела Христа, семьи, местного управления, государства и экономики. Диптих. 30. Церковь Христова, классификации церквей и религиозных организаций. 31. Формы и типы организации семьи, местного управления, государства, экономики. Формы государственного управления, устройства, политического режима. Общетеоретические основания гражданского, административного, семейного, канонического и хозяйственного права. 32. Православная Церковь, государство и другие общественные институты в политико-правовой системе общества. 33. Церковная власть, источники и разновидности. Система устройства и аппарат управления Церкви. 34. Экономика народного хозяйства, правовое обеспечение. 35. Государственный аппарат. Государственный орган. Виды государственных органов. Ветви власти. 36. Православное благочестие, смирение и свобода. Гражданские права и свободы, теория прав человека, вседозволенность и попрание свободы и достоинства человека. Власть и правление Бога и человека. Теократия, демократия, аристократия, охлократия. 37. Царство Божие небесное и земное. Правовое и не правовое государство. Авторитаризм и тоталитаризм. Православные основы брачного, гражданского, административного, хозяйственного, международного, военного права. 38. История зарубежных и отечественных учений о праве и государстве. Современные основные теории права и государства. Сравнение, православная апологетика. 39. Внутренние и внешние отношения Православной Церкви. Отношения между Поместными Церквями, с инославными церквями и религиозными организациями, с государством. Участие Православной Церкви в международных отношениях и организациях.
Пояснительная
записка к Паспорту специальности В соответствии с Концепцией реформирования духовного образования РПЦ[1] (Пп. 12,13) кандидатская и докторская научно-квалификационная работа должна соответствовать стандартам ВАК в отечественной светской системе. Которые, в свою очередь, требуют соответствия научной работы шифру специальности, определяющему, рамки предмета исследования, Диссертационный совет, где проводится защита данной диссертации. Поэтому Паспорт специальности «Теория и история права и государства; история правовых учений об обществе» (Православная Церковь) шифр 12.00.01-ПЦ сформулирован на основании Паспорта специальности «Теория и история права и государства; история правовых учений» шифр 12.00.01. ВАК Российской Федерации[2], и специальности «Теорія та історія держави і права; історія політичних і правових учень» ВАК Украины[3]. В его разработке использовалась богословско-философская методология учения Православной Церкви. К шифру основной светской специальности при этом добавлено буквенное обозначение ПЦ (Православная Церковь). Специальность с шифром 12.00.01 является в разделе «юридические науки» общетеоретической, поэтому для соответствия содержания и объемов предмета в Паспорт 12.00.01-ПЦ внесены все пункты основного светского состава предмета, но с некоторыми дополнениями. Учитывая, что государство является одним из ряда не мене важных общественных институтов, неотъемлемо входящих в правовую систему общества и выполняющих возложенные на них, не исключаемые и не подменяемые в здравом обществе специфические функции, в предмет данной специальности «государство» с его политическим устройством, как разновидность общественных институтов, заменено «обществом», и дополнительно включены базисные положения правовой организации и управления основных общественных институтов, Церкви, семьи, экономики, местной и государственной власти. Объединяя системы светского и духовного образования, необходимо учесть их специфику. Духовное образование в Православной Церкви исторически осуществляется самой Церковью, что естественно для любого научно-производственного комплекса в обществе, в первую, очередь в медицине. Тем более, в духовной сфере подготовка будущих лекарей душ и общества должна проводиться в единстве служения Церкви и образовательной работы духовной школы, в Божией благодати благолепия церковного строения и послушания. Поэтому в паспорте указываются требования абсолютного контроля Православной Церковью духовного богословско-философского и практического церковного компонентов. Доля участия общественных институтов (государства, местного самоуправления, семьи, экономики) в формировании, эффективном и ответственном функционировании данной объединенной системы образования должна быть достаточной для достижения Церковью и обществом стоящих перед ними общих и индивидуальных целей, решения соответствующих задач. В частности, соответствия духовного образования, науки и богословия высоким стандартам научной и образовательной деятельности системы народного образования. Аналогично данному паспорту, для духовного образования и
богословско-научной деятельности Православной Церкви, предполагается
составление паспортов, соответствующих специальностям ВАК юридических и других
наук. Основным требованием для них является равенство их содержания объему
предмета науки или ее отрасли, а также достаточность применения в процессе их
выполнения основополагающей богословско-философской методологии учения и
догматики Православной Церкви. Проект разработан главным редактором журнала «Праведность и мир» Калашниковым Ю.В.
[1] Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования РПЦ. Принята на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 марта 2011 года (журнал № 11). / Патриархия.ru URL: http://patriarchia.ru/db/text/1434901.htm (Обращение 2012.10.15). [2] Номенклатура специальностей научных работников (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 11.08.2009 N 294) / ВАК Российской Федерации URL: http://vak.ed.gov.ru/ru/docs/?id54=2&i54=3 (Обращение 2012.10.15). [3] Перелік спеціальностей, за якими проводяться захист дисертацій на здобуття наукових ступенів кандидата наук і доктора наук, присудження наукових ступенів і присвоєння вчених звань. / ВАК Украины URL: http://vak.org.ua/specrada3.php (Обращение 2012.10.15). |
Опубликовано 2012.02.15
Редакция: 2012.02.26; 10.16, 19, 28.
праведность и мир, © Калашников Ю.В. 2012 правила сайта Страница http://sancti.ru/clt/school/psp.htm