ПРАВЕДНОСТЬ И МИР  электронные материалы журнала  лицевая/культура/ЦПШ/план

 

 

 

В новолетие 2011 года со школой в каждом приходе

 
Итак идите, научите все народы,
крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам;
и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
(Мф.28:19,20)

 

Калашников Ю.В. Главный редактор журнала «Праведность и мир».

 

От полноты Божией

Благодать Слова и Таинства Церкви Христовой

 

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Ин.1:1-4)

С первых строк Евангелия Иоанна Господь открывает нам Себя, как Творца и Вседержителя, Словом Своим создавшего всё и Словом поддерживающего всё видимое и не видимое в надлежащем состоянии. Его Словом осуществляется благодатный Божий промысел спасения человека. Действием силы мудрости и любви Слова Божьего и Духа Святого обратившиеся души возрождаются к жизни вечной и укрепляются на добрые дела.

О Христе говорится, что Он «в мире был, и мир чрез Него начал быть». А также, что Христос в полноте Бог и в полноте человек является истинным Светом, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9-10). Потому что Бог никогда не оставляет Свое творение – человека, но всегда находится рядом любовью и Словом вразумления, преображая его помыслы, слова и поступки. Спаситель, однажды, в от века Им назначенный час, явился, восприняв тленную плоть, чтобы рассказать, объяснить и показать человеку путь его спасения в вечную жизнь и небесные обители. И сейчас Словом Божьим и Духом Святым вдохновляет поступать также, возрождая души к вечной жизни, а плоть, в миг покаяния, возводя в Свое непреходящее присутствие, а в последний Судный день – в нетление и в вечные небеса.

«Мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:11-14).

Принимают Христа те, кто обращается от зла и греха в противоположную сторону, к Богу, узнавая Его как Отца Небесного и укрепляясь Его силой и властью. Чтобы слушать Его и исполнять Его повеления, наслаждаться Его присутствием и благодатью, укреплять единство с Ним и во всем славить Его. С момента своего обращения и до отшествия из жизни этого века в жизнь века будущего, в вечное и не затмеваемое ни каким грехом присутствие Господне. Ныне же с горних обителей во тьму падшего мира приходит Свет – Бог, Его истина и действие, сокрытое и проявляющееся в видимом служении Православной Церкви: Апостольском учении, благолепии церковного устройства, литургии, в таинствах и требах, добром труде верных и мудрых детей Божьих.

Из всего православного учения открывается, что только смиренными душами в причастии мудрости и труду Господню, и, во-первых, самому естеству Божьему и Церкви Христовой, обретается благодать Божья. Она, как две неразделимые стороны одной монеты, содержит явный и тайный (мистический) компоненты, в свою очередь состоящие из ряда элементов.

Явная часть – откровение истины в соприкосновении Слова Божьего и души человека, его разума, через:
- Размышление и речь: исследование Священного Писания и Предания, окружающего творения Божьего, проповедь Евангелия, обучение Правде и Закону Божьему, свидетельство о чудных и великих делах Божьих (Деян.1:8; 2:14-39; 11:26; 17:11; 20:27).
- Образ: мир, как творение Божье и место Его промысла, жизнь Христа, поведение человека Божия, служение Церкви Богу и обществу, в том числе, литургию, Таинства и требы, иконографию, православный образ жизни (Пс.8:4; Ис.40:26; Рим.1:20; Лук.12:24; 2Кор.4:6; 1Пет.5:3; 3:21; Гал.4:19; Еф.4:13; Тит.2:7; 1Кор.11:24,25; Деян.4:31; 20:35).
- Дары Божьи и плоды Духа Свята, Слова Божия и служения человека: Жизнь, таланты и наследие удела человеческого, дарованного Творцом и Промыслителем. Возрождение и освящение человека в жизнь вечную, исцеления духа, души и тела человека, общества и его Божьих установлений, семьи, жизни и служения Церкви, государства, местного самоуправления, коллективов трудящихся, политики и экономики, системы образования и здравоохранения, всего общества Господня и международных отношений.

Тайная (мистическая) часть – сокрытое для человека действие Духа Святого, соприкасающегося с духом человеческим, и такое же могущественное Его действие в окружающем, видимом и невидимом, мире. (Втор.29:29; Пс.32:6-9; Ис.55:9; Иоан.3:3-8; Рим.1:20; 1Тим.1:17; 6:16; Евр.11:3; Деян.13:11; 22:7; 20:32)

В гармонии и целостности явного и тайного состоит полнота действия Божия, Его Слова и Духа Свята. Этой полнотой обладает Христос Бог во плоти Спаситель мира. «В Нем обитает вся полнота Божества телесно», - говорит Апостол Павел, указывая также нам значение и результат нашего единства со Спасителем, «и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол.2:9,10). Спасение приходит к каждой душе, воззвавшей ко Христу Спасителю, даже в последнюю секунду земной жизни, подобно узревшему Бога разбойнику на кресте, что был справа от Христа. Полноту же Христовой жизни в видимом и невидимом её компонентах обретает человек, смиренно воцерковляющийся, то есть входящий в жизнь Православной Церкви, носителя, хранителя и проводника благодати Божьей. Отступление от истины Христовой Православной лишает многих благ духа, души и тела, а также и благ общественной жизни, семейной, гражданской, церковной и т.д, а в упорстве противления Богу, Его правде и закону лишает вечной жизни и ввергает в погибель вечного посрамления и мук.

«Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» (Кол.2:18,19). Это апостольское предупреждение вразумляет всякого человека всегда держаться, во-первых, Христа Главы Его Тела – Церкви Божьей. При этом исполняя сначала простые и ясные повеления Господни, в освящении созревая и укрепляясь силой, источаемой Богом в сердца и жизни верных Его детей посредством Слова Божьего и Духа Святого. Апостол предостерегает от надменного превозношения перед учением Христовым в самообольщении (обмане себя лестью) об обретении благодати и духовного роста в отрыве от естества Христа или Его истины[1]. В том числе, звучащее и для священства, призванного окормлять Церковь пищей Слова Господня и учения Апостольского. Потому что именно Слово и учение Христово православное наполняет Божьей благодатью и силой красоту видимых образов храмов и икон, верно преподаваемых таинств и треб, в благоговении совершаемых литургий.

… Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. (Деян.8:18-23)

Это пример из Деяний Апостолов, открывающий суть «симонии», запрещенной Богом, Христом и Апостолами торговли благодатью Господней, в данном случае, священством. Торговли бессмысленной в духовном плане и, более того, совращающей души в отступление от Бога и Его истины, в обольщение ересями и падшими духами, в пропасть греха и погибель вечного посрамления и мук. Потому в каноническом праве этой проблеме уделяется значительное место, а проступки заблудших в «торговлю благодатью Божией» всегда строго наказываются Православной Церковью.

Правило 2 Четвертого Вселенского Собора (Халкидонского) гласит: «Аще который епископ за деньги рукоположение учинит, и непродаемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного коего от числящихся в клире, или произведет за деньги во иконома, или екдика, или парамонариа, или вообще в какую либо церковную должность ради гнусного прибытия своего: таковый быв обличен, яко на сие покусился, да будет подвержен лишению собственного степени: и поставленный им отнюдь да не пользуется купленным рукоположением, или производством: но да будет чужд достоинства, или должности, которые получил за деньги. Аще же явится кто и посредствующим в толико гнусном и беззаконном мздоприятии: то и сей, аще есть из клира, да будет низвержен со своего степени: аще же мирянин, или монашествующий, да будет предан анафеме». О том же говорится и в следующих правилах: Ап. 29; Трул. 22, 23; VII Всел. 4, 5, 15, 19; Лаод. 12; Сардик. 2; Василия Вел. 90; Геннадия посл.; Гарасия посл.[2]

«Проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф.10:7,8), - наставляет Христос учеников, посылая их на спасительное пастырское служение Богу и народу, а не на предпринимательство и заработки. В то же время Господь предупреждает: «Трудящийся достоин пропитания. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете» (Мф.10:10,11). То есть все совершающие труд Господень должны содержаться и храниться народом, вразумленным для понимания сути блага от такого уважительного и заботливого отношения к духовным труженикам.

«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей» (1Тим.5:17,18). Вразумляет и Апостол Павел, особенно выделяя учение, которое несёт благодать Слова Божьего и Духа Святого, в служении верных наставников и учителей. По своему духовному совершенству в Православной Церкви они называются отцами и старцами. Как то и Апостол Павел говорит: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор.4:15). Речь идет об ответственной роботе, совершаемой зрелыми христианами, способными заботиться о духовных младенцах. Которых не пытаются уничтожать за их несовершенства и грехи, как это делает сатана и падший мир, но Словом и участием в их жизнях освящают и взращивают в полноту возраста, силы, мудрости и любви Христовой. 

Такой путь заповедуется Господом каждому спасенному и верному рабу Божьему, которому  «не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:24-26). В понимании непреложной важности учения народа истине Божьей, Словом несущей свободу и благодать в души верных человеков, Христом и Церковью не только особо почитаются учительные пастырские души, но также наказываются и не радеющие о духовном наставлении, хотя и в чистоте преподающие таинства и требы, и творящие литургию. Например, Правило 58 Правил святых Апостолов гласит «Епископ, или пресвитер, нерадящий о причте и о людех, и не учащий их благочестию, да будет отлучен. Аще же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен». Существует целый ряд таких же соборных правил: Трул. 19; Сердик. 11; Лаод. 19; Карф. 71, 121, 123.[3]

Священное Писание и Предание, учение и порядок Православной Церкви также неразрывно связаны, как Слово и Дух Святый, явное и тайное в действии Божьем, благодать учения и участия в Таинствах Церкви. «Предание есть веяние Духа Святого в Церкви… Цинизм и псевдодуховный обскурантизм – вот два плода невоспринятого, неусвоенного Предания»[4], - отмечает Патриарх Московский и всея Руси Кирил, указывая на красоту, силу и мудрость впитавших полноту Православия душ, которые не могут быть ограниченными обскурантами, но всегда являются общниками полноты духовного, научного и практического мышления, созидателями и хранителями истинной Православной культуры и духовности.

При пагубном же отступлении от полноты истины и служения Православной Церкви, говорится патриаршем докладе, «кандидату в священный сан не нужно ничего, кроме минимума литургических навыков. Вот мы и получаем в итоге требоисполнителя, позвольте прямо сказать, с широким карманом. Потому что такое требоисправление, оторванное от Предания, да и от благочестия, превращается просто в предоставление религиозных услуг за соответствующую плату. Но самое печальное то, что этот «идеал» возникает у горе-семинариста не на пустом месте — он видит определенные подтверждения своей теории в церковной жизни… Зачем требоисполнителю-наемнику социальная работа? Зачем миссия? Зачем образование? Зачем жертвенное служение людям? Да, в конце концов, даже жертвенное служение Богу? Я, конечно, привожу самый крайний пример. Но ведь все мы сталкиваемся с такими примерами»[5].
 

 

Фото коллаж. На путях к полноте благодати Божией, учения и таинств Христовых, служения и жизни душ и Православной Церкви.
 

…Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Сие заповедаю вам, да любите друг друга… (Ин.15:16,17)
 

Фото. Возможность доказана делом Божиим.
Четыре месяца спустя и… так до Пришествия Христа, развиваясь и укрепляясь от детской группы и… до вузовской программы Православной культуры и Православного богословия. Благодатью Божией, во спасение многих душ и во славу Господню.

Церковь Христова непобедима и вечно жива, так как жизнью её наполняет Творец и Вседержитель, а Главою её является Христос Сын Божий, в полноте Бог и в полноте человек. Но вот каковым будет наполнение благодатью Божьей во Христе наших жизней, сердец, семей, Отечества, Святой Православной Руси и всех уделов земли, зависит от нашего единения со Христом Спасителем и смиренного исполнения Его повелений: «Да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:12-14), а затем, «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19,20).

Учить же Господь заповедует нам не теориям о христианстве и просто наукам, в том числе, со степенями и званиями. Но всегда, во-первых, самому христианству, в его полноте Православия, воссоединяющего дух и разум человека с Духом Святым и Словом Божьим, тело с Телом Христовым и Его служением Богу и миру, жизнь с вечной жизнью Господней. Таким путем возрождающего души к вечности, наполняющего их мудростью и любовью Божьей, укрепляющего «во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10). В таком же духовном угодном Богу служении приходит истинное осознание и красоты науки, и её пользы для дела Божьего, для наведения правопорядка и благоустройства в душах и всем обществе, для созидания и хранения уделов Господних в благолепии, плодотворности и крепости православной культуры.

«Посредством святого Евангелия Церковь учит нас, братья и сестры, иметь здоровый дух и здоровое тело. И первое, и второе даровано нам Господом. Он взял на Себя наши немощи, пришел на землю, чтобы исцелить нас от грехов. Он принял нашу плоть, обновил её, обожил, вознес до небес. Он во всём был подобен нам, кроме грехов… Он дал нам пример Своей жизнью, Своим учением и Своим крестным подвигом»[6], - говорит Митрополит Киевский и всей Украины Владимир о преображающей силе Христа и Евангелия, учения и примера Господня. Наставляя нас вооружиться этой истиной для служения, обретения благодати и полноты всей жизни во Христе.

Пример такого действия Христова и плода в труде смиренного человека приводит Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, указывая на знаемого всей Украиной её Гаранта Конституции: «Личность Президента, как верующего человека, развивалась здесь, на Донбассе. Первые азы веры, первые толкования давали ему здесь мы, на Донбассе. Здесь же, на Донбассе, в день своей серебряной свадьбы он венчался. Его венчал приснопоминаемый отец Зосима. И именно трудами Виктора Федоровича возродилась святыня востока Украины - Свято-Успенская Святогорская обитель, которая уже шесть лет является Лаврой. А ведь надо было этот монастырь восстановить. Я говорил тогда Виктору Федоровичу, что идея Лавры замечательна, но здесь все нужно восстановить. И многие храмы в Донбассе построены при его содействии».[7] Это свидетельство должно вдохновлять каждого из нас несовершенных всегда искать, во-первых, освящающего и совершенствующего Христа Спасителя и служить Ему, служа в Святом Православии ближнему, Церкви Христовой, своему Отечеству и миру до края земли. А Господь при этом приведёт Своего работника на то место, где он будет счастлив и принесет в своей жизни много плода во славу Божью.

На первый план Господь всегда ставит вразумление мудростью Божьей, также и в наше время. «Тяжело переоценить всю тяжесть ответственности, возложенную на плечи работников образования, которые призваны не просто научить молодежь определенному объему знаний, но и передать им опыт предыдущих поколений, обеспечить сохранение уникального мировоззрения нашего народа, его генетической памяти. Уверен, что в этом деле мы должны быть вместе - Церковь и государство, педагоги и богословы, воспитатели и миссионеры, научные деятели и практики. Только общими усилиями мы сможем решить те вопросы, которые сегодня ставит перед нами жизнь»[8], - говорит Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, отмечая важность соединения усилий всего народа Божьего в труде над православной духовностью системы образования, основой жизни человека и общества, его плодотворности и успеха.

«Просвещением именуется нынешний день…», - так называет праздник Богоявления в праздничной проповеди Митрополит Владимир, «потому что последователи Христа в первые столетия христианства, просветившись истинами Христовыми, в этот день принимали Таинство Крещения, посредством которого мы входим в лоно Церкви и в общую семью детей Божьих». И мы понимаем, что просвещение истиной Христовой, приобщение к знанию и самому естеству Слова, а затем принятие благодати Таинства Крещения и всей совокупности учения и существа Православия, является единственно правильной последовательностью в стяжании мудрости, силы и плодов жизни. «Пусть это нам напоминает о том, что в Таинстве Крещения каждый из нас одевается в ризу Божественной правды, чистоты и святости. Пусть эта чистота и святость хранятся в нас…»[9], - звучит пастырское пожелание видеть детей Божьих, ходящих по жизненным дорогам в мудрости и святости Христа, даруемой в миг вразумления Его истиной и в Таинстве Крещения в Его смерть и жизнь вечную, обновляемой Спасителем и Его Церковью в течение всего смиренного и верного бытия верной православной души Божией.

Благ и благодетелен Ты, - научи меня уставам Твоим…
Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти...
Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим… Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра…
Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей…
Вымыслы [человеческие] ненавижу, а закон Твой люблю…
Ты покров мой и щит мой; на слово Твое уповаю…
Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения… (Пс.118)

Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Ин.1:14)           

 

                                

Фото. Кафедральный Преображенский собор г. Донецк    

 

Опубликовано 2011.06.04
Редакция: 2011.11.26

праведность и мир, © Калашников Ю.В. 2011 правила сайта     Страница http://sancti.ru/clt/school/p1flns.htm



[1] Калашников Ю.В. Вера Христова Православная. Библейское систематическое основание. Духовное обольщение. // Праведность и мир. Электронное on-line приложение к журналу. URL: http://sancti.ru/th/credo.htm#a15 (дата обращения 03.06.2011)

[2] Епископ Никодим (Милош) Правила Святой Православной Церкви с толкованиями. Часть 1. 2001 г. С. 205. / Православие и современность. Электронная библиотека. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim_milosh/rules1/rules1.pdf (дата обращения 20.11.2010).

[3] Епископ Никодим (Милош) Правила Святой Православной Церкви с толкованиями. Часть 1. 2001 г. С. 83.  / Православие и современность. Электронная библиотека. URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikodim_milosh/rules1/rules1.pdf (дата обращения 20.11.2010).

[4] Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 г. / Русская Православная Церковь, Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/934945.html  (дата обращения 01.06.2011).

[5] Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви 13 ноября 2009 г. / Русская Православная Церковь, Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/934945.html  (дата обращения 01.06.2011).

[6] Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Предстоятель Украинской Православной Церкви «Хочешь ли быть здоров?» / Украинская Православная Церковь Официальный сайт. URL: http://orthodox.org.ua/uk/node/7072/print (дата обращения 01.06.2011).

[7] Высокопреосвященнейший Иларион, Митрополит Донецкий и Мариупольский  «При новом Президенте наш народ сможет преодолеть многие трудности экономической и политической жизни» / Сайт Донецкой епархии УПЦ МП. . URL: http://www.ortodox.donbass.com/int/ilarion/ilarion3.htm  (дата обращения 01.06.2011).

[8] Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Предстоятель Украинской Православной Церкви «Слово организаторам, участникам и гостям выставки "Современное образование в Украине - 2011"» / Украинская Православная Церковь Официальный сайт. URL:  http://orthodox.org.ua/uk/node/8702  (дата обращения 01.06.2011).

[9] Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, Предстоятель Украинской Православной Церкви «Хрещення, Богоявлення і Просвітлення» 19.01.2009 / Украинская Православная Церковь Официальный сайт. URL: http://orthodox.org.ua/uk/propovid_predstoyatelya_upts/2008/01/19/2611.html (дата обращения 01.06.2011).