праведность и мир электронные материалы журнала домашняя / школа

 

 

 

 

научно-образовательный комплекс
«православное просвещение»

Калашников Юрий Викторович. Редактор журнала «Праведность и мир».
Калашников Юрій Вікторович. Редактор журналу «Праведність і мир».
Kalashnikov Yuriy Viktorovich. Editor of journal  «Праведность и мир».

Аннотация
Описание научно-образовательного комплекса «Православное просвещение» в единстве светского и православного образования, как системы и комплекса его научно-исследовательской, методической и учебной работы.

Ключевые слова: христианское образование, православное образование, православная школа, просвещение, НПК, НОК, НИР, ОКР, методические разработки.

 (Предварительная публикация глав неоконченной работы
с периодическим обновлением)

 


Введение
Православное образование и просвещение
НОК «Православное просвещение» в народном образовании

     Образовательная система

     Научно-образовательный комплекс

     Инновационный цикл: НИР, ОКР, учебный процесс
Задачи
Формы координации
Научный совет
Комплексная целевая программа
Совершенствование управления

 

 

И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин.1:5)

 

Введение

Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се,
Я с вами во все дни до скончания века. (Мф.28:19,20)

Господь Иисус Христос властью Божией посылает Своих учеников на труд, учить все народы соблюдать Его повеления, Божию правду и закон, приводить в послушание Отцу Небесному всякую душу. При этом каждому Своему труженику дает конкретное задание, власть и удел, наделяя силой мудрости и любви, делая блаженным и плодотворным в исполнении Его труда. Соединяя Духом Святым и Словом Божиим в единый народ, Тело Христово, идущее в жизнь вечную. Для обретения приготовленной Господом полноты благодати, чтобы, как обещает Спаситель, «имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10), современное общество призвано понимать всё это в применении к нынешним условиям, как понимает Православная Церковь, а реализовать в душах и обществе должна наполненная правдой и миром Божиим школа.

В отступлении же от Бога, Святой Христовой Церкви и Православия человек и общество впадает во многие беды и разруху внутреннего и окружающего мира. В первую очередь, возникает ряд таких проблем как:
- Отсутствие определённых целей и незнание путей достижения истинных благ.
- Отсутствие планирования и программ.
- Отсутствие или слабая мотивация к труду, развитию талантов и обретению плодов.
- Разобщенность душ, организаций, структур и ведомств.
- Распыленность и неэффективность использования имеющихся ресурсов.
- Бессистемность и бесплодная суета в помыслах и поступках.
- Отсталость в науке, образовании и производительности труда.
- Отсутствие стабильности и слабость.

Оценивая каждого такого «труженика», Господь Христос говорит: «Лукавый раб и ленивый!» (Мф.25:26). А упорствующих в противлении Ему лишает неиспользуемых, «зарытых в землю», талантов и самой жизни, вынося таковым приговор: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30).

Но звучит Евангелие Царства и в Сыне Божием Христе всем смиряющимся даруется прощение и жизнь вечная. Всякая душа наполняется непреодолимой силой Божьей мудрости и любви, если в послушании возвращающаяся к своему Спасителю Христу, Его воле, правде и порядку, к Богу Истинному Свету, Который «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9). Смиряющиеся души Господь Духом Святым и Словом Божиим посредством Церкви Христовой и православной истины возрождает и укрепляет «на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10). И называет Спаситель мужем благоразумным, «который построил дом свой на камне» (Мф.7:24), всякого созидающего Дом Божий в сердцах, семьях и всех установлениях Господних, на нерушимом основании Отчей любви и повелений, способном выдержать любые испытания, воспринять благодать сего века и ввести в век будущий жизни вечной и славы Божьей.

Основным из инструментов такого строительства является школа, организованная, совершенствуемая и эффективная система народного образования, благодатное просвещение Божие.

Православное образование и просвещение

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и
без Него ничто не начало быть, что начало быть. (Ин.1:1-3)

Школа, наполненная истиной учения Православной Церкви, несет в души и весь народ Слово Божие, животворящее каждого смиренного человека в жизнь вечную, творящее Его внутренний мир, как содержание Храма Духа Святого, просвещающего через верных всё окружающее общество. И среди такого умиротворяющегося народа начинает созидаться Дом Господень, с Его порядком, благолепием и устройством, воспринимающем и хранящем благодать Божию. Школа в этом процессе является проводником Отчей любви и мудрости, своеобразным инструментом в руке Господней, которым Творец и Промыслитель созидает спасенные души и Православную культуру – Божий мир.

Этот мир происходит из сущности Бога, Его красоты, гармонии и величия, и наполняет им посредством Церкви всё творение Господне. Православная же школа, созидая его в сердцах и обществе, сама, во-первых, должна представлять собой часть этого мира, быть наполнена им и способна нести его в свой удел. Говоря несколько суховатым, но ёмким языком науки, - должна представлять собой, эффективно функционирующую систему, со многими её элементами, связями и особой структурой.

Эталоном святости и совершенства для человека, образцом для школы, является Сын Божий Христос Иисус и по Его образу совершенствующаяся Церковь Христова во многих Её душах. То есть восстанавливающая в них образ Божий, явленный нам Спасителем в Его Сыне Христе Иисусе. Отсюда происходит и общее название образования, как о том учит Апостол Павел: «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор.15:47-49), образ Христа Иисуса, обретенный в Его Теле – Церкви и Её служении – образовании.

Образование - восприятие человеком образа Божия, в особом институте и процессе школы, в организованном благодатью Божьей на основании Православного вероучения и науки взаимодействия Бога и человека, Христа Сына Божия и Его учеников, призванных Господом преподавателей, открывающих истину, и их воспитанников, обретающих: познание правды Божией о Творце и Его творении, умения пользоваться ими в исполнении воли Божией, навыки эффективного труда в созидании и хранении Православной культуры во всех полученных от Господа уделах.

При этом ученики призваны в полноте развивать и использовать полученные от Создателя таланты, познавать непреложные повеления и законы Господни, хранимые и открываемые Православной Церковью, исполняться силой и властью детей Божиих, укреплять характер Христов.

«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1:4), - говорится о Слове Божием, наполняющем человека светом истины, силы и любви, удаляющем глупости и грехи, тем самым преобразующем в подобие Господне. «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе», - напоминает о цели пришествия Господня и призывает к единству со Спасителем и самым идеальным Учителем Христом Апостол Иоанн. И объясняет, что от Него исходит разум и непреходяще блага жизни, так как Он «есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин.5:20).

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16), - повелевает Господь нам, исполненным Его Света, творить добрые, истинно угодные Небесному Отцу дела, несущие в мир блага Господни и душам спасение. Этим светом и делами прославляется Бог, этот животворящий свет проистекает в сердца смиренных посредством православного образования, называемого поэтому также и просвещением.

Просвещение – восприятие, в причастии Христу и Его Церкви Святой Православной, человеком Света Божия, Его истины, мудрости и силы, позволяющего в этом Свете видеть Творца и всё Его творение, понимать их просвещенным от Духа Свята и Сова Божия разумом и мудро силою Господней строить свою жизнь, созидать и хранить полученный от Вседержителя свой удел, во всех без исключения его сферах, источая во всем этом неугасимый и вечный свет славы и любви Божией.

Как видим, образование и просвещение являются аспектами одного процесса совершенствования человека, освящения его от греха к Богу и Его правде, от глупости – к мудрости, от немощи – к силе, от бесплодности – к плодотворности, от болезни – к здравию, от ненависти и равнодушия – к любви, от смерти – к жизни вечной. Этот процесс совершается по замыслу и силой Промыслителя мира и Спасителя человека, через Церковь Христову, в истине и порядку Святого Православия, в школе, наполненной светом мудрости и любви Божией.

Воспринятым от Церкви Христовой примером эффективной организации научного познания мира, образования, как передачи этих знаний, и их использования в созидательной практической деятельности каждого человека и в производстве всего народного хозяйства Православной Руси являются научно-производственные комплексы (НПК) прошлого и настоящего. Они существуют во всех отраслях хозяйства, промышленности, сельского хозяйства и т.д. Особенно отчетливо видны в таких сложных сферах, как аэрокосмическая, судостроение и так далее. Аналоги их есть во всех развитых зарубежных странах. Таким же НПК является, по сути, и сама система образования.

Научно-производственный комплекс (НПК) – комплекс научных, опытно-конструкторских учреждений и промышленных предприятий.

Научно-образовательный  комплекс (НОК) – комплекс в системе образования научно-педагогических и учебных заведений, соответствующих органов и отделов местного самоуправления и государства, занимающихся процессом восприятия, умножения и передачи знаний предыдущих поколений. Призванный прежде всего нести в сердца свет правды Божией, делающей человека и общество способным на всякое доброе дело.

«Бывших нас слепых и истинного света не видящих, но в льсти идольской блудящих, к сему же и глухих, от спасенного учения помиловал нас Бог – и воссиял и в нас свет разума…», - пишет в «Слове о законе и благодати» Митрополит Иларион, первый из русинов, занявший это место в Церкви, в 1051 году в правление Ярослава Мудрого, сына Равноапостольного святого князя Владимира. Откуда видно, что всего одно поколение понадобилось Руси, чтобы по благодати Божией организованной Владимиром системой образования воспитать верных Христу княжеских сыновей и благочестивый народ, собственных епископов и одного из них поставить во главе Церкви.

Эта традиция совершается силой Господней и поныне, оставляя в истории многие имена просветителей и мудрых душ, вкусивших глагола Божьего и несущих его сладость в сердца и во всё общество. Например, Михаил Васильевич Ломоносов, выпускник Московской Духовной академии, учившийся в Киевской Духовной академии, ученый, сделавший вклад, как в фундаментальную науку, та и занимавшийся многими прикладными задачами и конструкторскими разработками, в том числе, организацией учебного комплекса гимназия – университет. Для построения и функционирования этих учебных заведений им разработаны план и правила, «Уложения». При этом основой воспитания учащихся им использовалось наставление в Православной вере.

Еще одним примером является Николай Васильевич Пирогов, более известный нам, особенно, медикам, как хирург и анатом, основоположник военно-полевой хирургии, ряда особых медицинских методик, член-корреспондент Петербургской АН, участник Севастопольской обороны (1854-55), франко-прусской (1870-71) и русско-турецких (1877-78) войн. Но в возрасте 46 лет оставивший медицину, чтобы заниматься образованием. По предложению министра просвещения и именным указом императора он был назначен попечителем Одесского учебного округа. Занимая этот пост и будучи общественным деятелем, он выступал за приоритеты воспитания личности перед набором суммы знаний, за общедоступное начальное образование, указывал на особую миссию России в просвещении всех славян Православием и высшим образованием. В частности, занимался преобразованием для этого одесского Ришельевского лицея в университет.

Основательнее углубившись в историю Руси и России, можем видеть огромное служение Православной Церкви, многими верными и укрепленными в Боге душами пронесшей веру Христову и через эпоху «просвещения», и через времена атеистического коммунистического строительства «светлого будущего», через усовершенствования социал-дарвинизма и нацистские концлагеря «сверхчеловеков», и через многие другие беды, и всегда являющую в Себе силу, мудрость и любовь Божию. Открывающую единство православной веры и созидания культуры, основанной на этой вере, воплощенной во всех сферах жизни общества, образовании, политике и экономике, в душах и во всем народе, укрепляющей Святую Православную Русь, всякое Отечество и народ в процветание, плодотворность и успех, до краев земли, по правде Господней и во славу Божию. Созидающую в числе всего и основополагающую систему, покоящуюся на незыблемом основании Её учения и труда, называемую «Православное просвещение».

НОК «Православное просвещение» в народном образовании

«Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова…» (Еф.4:11,12), - говорится о Христе Главе Церкви, возрождающем души в жизнь вечную и укрепляющем на труд в сем веке, призывающем и поставляющем каждого на его место, в его удел. Господь созидает так Тело Свое, формируя определённую структуру всего Своего творения, каждой составляющей его вещи, в том числе, и системы народного образования. Народ Божий должен понимать её и под руководством Христа участвовать в сознательном и мудром её построении.

Образовательная система

По структуре и целям образовательная система имеет определенный характер, обусловленный исторически сложившимися обстоятельствами и факторами. Она зависит от уровня экономического, социально-политического, культурного развития общества и соответствующих законодательных, финансовых, научных и организационно-педагогических мер воздействия. Народное образование является основным инструментом развития и укрепления личности и общества, воспитания благочестивого характера и поддержания общественно необходимого уровня культуры, духовной, общеобразовательной и профессиональной подготовки человека.

Всё народное образование состоит из двух условно выделенных, органически, неразрывно и взаимопроникающе связанных частей, духовной и естественной части, развивающихся от непосредственного Откровения Бога Творца и посредством созерцания Его Творения. Имеет свою структуру, состоящую из:
- Просветительского служения Православной Церкви.
- Научных, учебных, воспитательных, культурно-образовательных учреждений и мероприятий.
- Государственных и местных органов управления учреждениями культуры и образования.

 

Рис. 1. Образовательная система, её подсистемы и окружение
 

Образовательную систему также можно условно подразделить на ряд таких подсистем (Рис.1), как:
- Духовная – система субъектов видимого и невидимого мира, отношений человека с Богом и Телом Христовым Православной Церковью, созидаемая Богом и верными душами, по правде Божией, Его силой, мудростью и любовью, во славу Его.
- Педагогическая – система субъектов и процессов воспитания и обучения, сфер богословия, педагогики и психологии.
- Научная – система субъектов и процессов научного труда в сфере образования.
- Социальная – система лиц и их групп с соответствующими общественными отношениями.
- Экономическая – система экономических отношений в системе образования.
- Организационная – система управления образованием.
- Материально-техническая – система обеспечения материально-техническими ресурсами.

Научно-образовательный комплекс

При переходе от абстрактного понятия систем, как целостности и единства множества подсистем связанных элементов, к реальной конкретной совокупности вещей, в данном случае предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства, таких как наука, образование, производство и другие, используется и соответствующий термин - «комплекс» (от лат. complexus — связь, сочетание).

Научно-образовательный комплекс (НОК) - условно выделенная часть народного хозяйства, её особая образовательная подсистема, состоящая из определённых духовных, образовательных и научных учреждений, их подразделений, функций, а также часть органов, подразделений и функций государственной власти и местного самоуправления, подчиненных достижению поставленной цели. Для НОК «Православное просвещение» основная цель – спасение человека в жизнь вечную посредством его обращения к Богу, Божией правде и закону, суду и милости, к благочестивой жизни и труду во Христе в этом веке и к вхождению в жизнь века будущего, во славу Божью.

Научно-производственный территориальный комплекс (НПТК) – расположенный на одной территории комплекс научных, опытно-конструкторских учреждений и промышленных предприятий, при совместном использовании общей научно-технической базы для теоретических и прикладных исследований, опытного производства, разработки серийного производства. Аналогично существует и научно-образовательный территориальный комплекс (НОТК), функционирующий в научно-образовательной сфере на определённой территории. Таким НОТК может быть комплекс народного образования государства, его федераций, регионов, областей, районов, особых научно-образовательных центров, городов или технополисов.

Научно-производственное объединение (НПО) – организация какой-либо организационно-правовой формы, проводящая научные исследования и опытно-конструкторские разработки, а также их освоение в производстве и выпуск продукции. Обычно, в структуру НПО входят научно-исследовательские, проектно-конструкторские, технологические организации, опытные производства и промышленные предприятия.
Научно-образовательное объединение (НОО) – организация, разновидность НПО в образовательной сфере, конечным продуктом которой является предоставление потребителям знаний, необходимых умений и навыков, формирование характера. Это не только условно выделенная подсистема, как НПК или НОК, а сложная организация, имеющая статус юридического лица, с соответствующим правовым положением, правами, обязанностями, ответственностью.

Однако высокая производительность труда не является исключительным признаком современного общества и во всех его сферах. «И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (Мар.1:27), - так изумлялся народ, слушая Христа и видя Его дела, являющие силу Божию. Для них это выглядело новым, что принёс Бог в человеческое общество, восприняв плоть человеческую, чтобы показать, объяснить и вдохновить человека быть истинным дитём Божиим, слушать, понимать и силой Господней исполнять повеления Отца Небесного. Достигая таким путем небывалых до этого результатов деятельности в видимом и невидимом мире, явно демонстрирующих величие Божие и возможность приобщения человека к труду Господню.

«Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит» (1Ин.2:7,8). Так в устах Апостола Иоанна звучит объяснение нового, что принёс Христос, по сути древнюю, от века существующую заповедь, но по новому действию Господню Светом Божией истины поселяющейся из внешнего мира в самое сердце человека, в его помыслы, слова и поступки. Также новое выглядит и в служении Церкви Христовой Православной, не нуждающейся в обновлении, но обновляющей действием Божиим души человеческие, возрождая их к жизни вечной, а плоть обожающей, преображая в последний день в совершенство небесных обителей и подобие телу Христа. По Апостольскому слову: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть»  (1Ин.3:2).

Для спасения в жизнь вечную нужно только созерцание Бога Христа Спасителя и верное следование Его пути. Сумма знаний, даже о Боге, не является решающей в спасении души, но только её смиренное стремление к Спасителю, Его святости и чистоте. «Говорить о Боге - великое дело, но гораздо больше - очищать себя для Бога, потому что в лукавую душу не войдет премудрость…»[1], - научает пути к истине Григорий Богослов. Потому что и Христос говорит высокообразованным, но лицемерным фарисеям и законникам: «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф.21:31), - если только начинают веровать и оставляют свои грехи. Но вот вера и понимание грехов, это уже знание правды Божией и соответствующее ему следование в делах.

Убеждаемся, что ни образование, ни инновационная экономика не спасают человека и общество от внутреннего неустройства и разрушения, но только Христос силой любви Отца Небесного, наполняющий сердца верных чистотой и великим миром Божьим. А значит и мудростью, а также и силой творить доброе, и делать это самым совершенным образом, не тревожась излишне о последствиях в жизни земной, но только о вечности с Богом. Блаженствуя в благодати Божиего присутствия даже в самых стесненных обстоятельствах. Отсюда происходит и слово «убогий», как человек, ничего не имеющий, в том числе, может быть и особого разума, но на Руси обозначающее не потерянное для общества ничтожество, а всегда Богом хранимую душу, находящуюся «у Бога». Лишь бы душа тянулась к Отцу Небесному и пребывала в простоте Его мира и любви. Поэтому и святые блаженные в Православии стоят рядом со святыми просветителями, благоверными и равноапостольными венценосными особами, а Православие от сотворения мира и до его конца и вхождения в вечность спасает и будет спасать души любовью Божией и действием Христа Иисуса Спаса нашего. «Богатство вредит слишком много, когда делает нас негодными к перенесению превратностей жизни. Итак, воспитаем детей так, чтобы они могли переносить все и знали, как должно поступать среди несчастий; воспитаем их в наказании и учении Господни, и нам воздается великая награда»[2], - учит Иоанн Златоуст.

Всякую же трудящуюся и обремененную заботами душу призывает Христос: «… Научитесь от Меня, - объясняя, - ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;  ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:29,30). Учение Христово освобождает человека от погони за видимым успехом, который требует «процветающее» общество для его высокой оценки, необходимой, как доказательство стабильности партнера по бизнесу, его способности нести ответственность по обязательствам. Ошибка здсь заключается в том, что не поверхностный и скоропроходящий успех свидетельствует о надежности сотруженика, а его внутренние духовные качества. Но если теряется и это внутреннее, тогда поучается, как у некоторых душ постсоветского пространства с вытравленным атеизмом внутренним благочестием и разрушившимся внешним принуждением. Когда, в отличие от некоторого зарубежного бизнеса, с его обычно стабильной многозвеньевой цепочкой договоров, часто не выполняется договоренность и в два звена. Потому что в отвержении Бога и Православия, в оставлении ответственности пред Вседержителем и Божией правдой, законом и обществом, теряется и ценность слова, в том числе, старого русского купеческого, выполнявшегося безо всяких бумажных удостоверений, но перед образами, во славу Божию.

Возвращение же к древней заповеди, по новому поселяющейся Духом Христовым в смиренных и наставленных в Православной вере сердцах, ведет и человека, и всё общество к исполнению благами Господними, первые из которых – мудрость и ответственность, чувство долга. «Если притупится топор, и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить» (Еккл.10:10), - предупреждает проповедник истины, научая тому, как с наименьшими затратами сил достичь максимальных результатов. Сейчас такое эффективное, увеличивающее производительность, добавляющее спокойствия, восстанавливающее силы в отдыхе, вложение мудрости и новых знаний в труд называется инновацией. А эффективность современной экономики определяется её инновационной составляющей, количеством вложенного продукта научных и опытно-конструкторских разработок. Не исключением является и народное образование.

«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10:16), - говорит Господь Своим ученикам, отправляемым проповедовать Слово Божие, нести миру Евангелие спасения. Это повеление, быть простыми и мудрыми, относится также и к нам, и, во-первых, к тем, кто несет свет Божией истины в народном образовании. Полезно при этом рассмотреть несколько примеров инноваций из Евангельских повествований.

«Вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его [в дом] и положить перед Иисусом; и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса» (Лук.5:18,19). Вероятнее всего, хозяева дома погневались тогда на изобретателей такого доступа ко Христу и Его целительному прикосновению, но все же Господь не наказал никого за беспорядки, а открывая истинные ценности, наибольшей из которых обладают в глазах Творца Им сотворенные души, даровал благо расслабленному, освободив его от греха, укрепил силою Господней. Оставив нам пример любви Божией более к душам, а не просто к порядку, призванному нести этим душам благо.

«Увидев народ, Он взошел на гору…» (Мф.5:1), «Собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами…» (Мф.13:2,3). Это два примера мудрости Христа, желающего, чтобы Его видели и слышали многие, для чего Он поднимался на возвышенность, как на трибуну, или отходил в лодке на расстояние от высокого берега, как в амфитеатре. А затем, как вечный Учитель и Ходатай за души учеников, восшел в Небеса к Отцу, обещая: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин.14:26). Оставляя нам образец плодотворного труда, по причине его мудрости и совершенства и, будучи самым совершенным Учителем, вселяется в наши сердца Духом Святым и Словом Божьим, чтобы напомнить, рассказать, объяснить, показать истину и вдохновить Своих учеников достигать её всю свою жизнь.

Также Апостол Павел призывает: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетними» (1Кор.14:20). А ветхозаветный проповедник предупреждает, что «Труд глупого утомляет его, потому что не знает [даже] дороги в город» (Еккл.10:15). Тем самым побуждая нас искать совершенные пути к достижению поставленных целей, во-первых, угодные Богу и, во-вторых, с наименьшими затратами сил и наибольшим результатом. Если соблюдаются эти два условия, то это будет на благо трудящемуся и окружающему обществу, и во славу Божью, а значит во спасение многих душ в жизнь вечную.

Инновационный цикл: НИР, ОКР, учебный процесс

Понимая и исполняя повеления Господни, видя оставленные Христом и Церковью примеры, работники народного образования также призваны мудро изыскивать и применять наилучшие пути, то есть методы и их совокупности, методологии, для достижения высоких результатов в образовательном процессе. В единстве труда Православной Церкви и сформировавшейся за атеистический период системы светского образования. В оптимальном сочетании научно-исследовательской работы и опытно-конструкторских, в образовании – методологических, разработок, а также собственно учебного процесса, в совокупности частей представляющем инновационный цикл. Схематически такое соотношение показано на рис. 2 и описывается ниже.

 

Рис. 2. Православный и светский компоненты научно-образовательного процесса в переходной период к православному научно-образовательному комплексу (ПНОК)

Научно-исследовательская работа

Научно-исследовательские работы (НИР) – работы научного характера, связанные с исследовательским поиском (наблюдением, экспериментом, теоретической обработкой полученных результатов) с целью расширения и получения новых знаний, проверки гипотез, установления закономерностей и законов существования окружающего творения Божиего, природы, человека и общества. НИР по степени обобщения изучаемых и получаемых знаний подразделяются на фундаментальные, поисковые и прикладные, а по отношению к Творцу и Его творению, на богословские и естественнонаучные.

«Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим» (Ис.40:28), - говорит о Великом Непостижимом Боге пророк Исаия. Вразумляя человека оставить попытки исследовать Бога и Его помыслы своими силами. Но тут же и добавляет: «Он дает утомленному силу» (Ис.40:29), поясняя, что Сам Бог открывает Себя человеку. Но только «чистые сердцем» (Мф.5:8), как предупреждает Христос, способны зреть Бога и в полноте понимать Его откровение.

Процесс же очищения человека, его разума и жизни начинает Сам Бог, касаясь предваряющей спасение благодатью Его Слова. Ответившие смирением души начинают понимать повеления Господни и исследуя себя, а затем Писания, шаг за шагом идут дорогой освящения. «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный» (Соф.2:1), - призывает пророк всякого человека и народ. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2Кор.13:5), - требует Апостол от каждого человека из народа Божия, в исследовании Себя, понять действительно ли он является Господним, Христос ли обитает в его сердце Духом Святым и Словом Божиим. «Исследуйте Писания» (Ин.5:39), - повелевает Христос Спаситель, чтобы понимать Бога, Его повеления и себя, степень своего послушания Вседержителю, соответствие образу Христа Сына Божия, и видеть пути совершенствования.

Все исследования по признакам предмета и метода, отношению к Творцу и Его творению, можно разделить на два вида: богословские и естественнонаучные.

Богословские исследования направлены на понимание Бога, Его правды, закона и повелений, желаний и дел, а также на понимание человека, его духовной сущности, отношений, которые он должен построить по правде Божией с Творцом и Вседержителем, самим собой, окружающим его обществом и всем творением Божиим, проводятся на основании Откровения Божьего в Его Священном Писании и Предании Православной Церкви, во свете Её вероучения, с использованием всей полноты последующей научной методологии.

Естественнонаучные исследования направлены на понимание Творения Божьего, его сущности, закономерностей существования живой и неживой тленной природы, в том числе человека и общества, проводятся на основании Откровения Божьего в Его Творении, посредством использования всей научной методологии, наблюдения, эксперимента и научных теоретических обобщений, включая, также и неотъемлемую её богословско-философскую часть, основанную на вероучении Православной Церкви.

НИР по степени обобщения изучаемого предмета, его объема и по результату полученного нового знания, подразделяются на фундаментальные, поисковые и прикладные.

Фундаментальные НИР – НИР, расширяющие теоретические познания в определённой области науки, в том числе в сфере образования, посредством получения новых научных данных о процессах, явлениях, закономерностях, выведения законов, создания научных оснований и методологий исследований. В богословии такие работы направлены на увеличение теоретических познаний о Творце, Его творении и установленных Им законах духовной жизни. При этом формируется понимание окружающего мира на основании Откровения Божьего и во свете учения Православной Церкви.

Поисковые НИР – НИР, увеличивающие объем знаний, способствующих более глубокому пониманию изучаемого предмета, прогнозирующие развитие науки и техники, открывающие новые возможности использования в науке открытых или известных явлений, закономерностей и законов.

Прикладные НИР – НИР, разрешающие конкретные научные проблемы и таким образом позволяющие создавать новые изделия, товары, технологии, методики и методологии, услуги или совершенствовать известные. Их результатом являются рекомендации, инструкции, расчетно-технические материалы, методики, обоснования для проведения ОКР и методической работы по определённой тематике НИР.

Богословская часть научных исследований освещает культурное строительство, в том числе, образование, построение и использование образовательных программ, курсов, модулей, материалов, методик, уроков во свете истины Слова Божия, Священного Писания и Предания, учения Православной Церкви. При этом формируется базовая богословско-философская методология построения научных теоретических и практических исследований, методической работы и практики учебного процесса.

Научно-исследовательскую работу проводят академические структуры, как правило, научно-исследовательские институты, а также высшие богословские и светские учебные заведения в части их планов научной работы в профильных отраслях науки и богословия. 

Опытно-конструкторская, методическая работа

Опытно-конструкторские разработки (ОКР) – технические, инженерные, лабораторные разработки, воплощающие результаты предваряющих их научно исследовательских работ (НИР) в опытный образец изделия, подготавливаемый к передаче его в серийное производство. Результатом ОКР является создание опытного образца изделия и рабочей документации для его производства, в образовании – разработку учебного материала и методических к нему рекомендаций. Для образовательного процесса, в том числе, его православного компонента, создаются учебные программы, курсы, модули, уроки, учебные и сопровождающие их или самостоятельные методические материалы, производится их усовершенствование.

Методическая работа в образовательной сфере проводится всеми её субъектами, от академии до отдельного педагога, занимающегося разработкой урока. Особое значение имеют специализированные методические отделы, лаборатории и так далее.

Научно исследовательские и опытно конструкторские работы (НИОКР) Research Development (R&D) – комплекс мероприятий, включающий в себя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийных образцов. Научно-методическая работа такого формата имеет ряд преимуществ за счет уменьшения издержек коммуникации и управления, и реализуется в научно-образовательных комплексах.

Выполнение научно-исследовательских работ исполнитель проводит соответственно условиям технического задания заказчика исследования, выдавая рекомендации, инструкции, расчетно-технические материалы, методики, обоснования для проведения методической работы определённой тематики.

Выполнение опытно-конструкторских, технологических или методических работ исполнитель проводит также соответственно технического задания заказчика, при этом разрабатывается образец нового изделия и конструкторская документация на него, или новая технология, методика, учебная программа, курс, модуль, урок, учебные или методические материалы, их усовершенствованные варианты.

НИОКР требуют вложения определенных ресурсов, которое является основным показателем инновационной составляющей в деятельности организации, соответственного развития отрасли и всего народного хозяйства. Сама же мудрость Божия взывает к каждому человеку и всему обществу:
«… Приобретай мудрость, приобретай разум:
не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих.
Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя.
Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» (Пр.4:5-9).

А Христос, обращаясь к каждой душе, говорит: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр.3:18). Всё это богатство чистоты и святости, силы и плодотворности разума и жизни приходит к обратившимся от греха ко Спасителю душам со Креста Животворящего, вместе со сверкающей белизной и светом одеждой Христа, в обмен на пропитанное всеми мерзостями и сквернами греха, нечистое и зловонное отрепье кающегося и спасаемого Богом грешника.

Пророческое же Слово Господне однозначно предупреждает: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис.1:19,20).

Учебный процесс

Учебный процесс является передачей Богом человеку, в том числе, школой – учащимся, знаний, умений и навыков, формирования у воспитанников характера благочестивого человека, осуществляемым под руководством педагогов, мастеров, наставников, воспитателей. Учебный процесс является частью производства в обществе духовных, интеллектуальных и материальных благ, необходимых для существования и развития этого общества. Полученные при этом блага перераспределяются и потребляются, а также используются для восстановления и развития средств производства. В Промысле мира и в Спасении человека Богом, Его благодатью этот процесс постоянно повторяется и называется общественным воспроизводством.

В инновационном цикле процесса, НИР – ОКР – производство, серийное производство является завершающим этапом и представляет собой процесс создания духовных, интеллектуальных и материальных благ, осуществляемый по заранее подготовленному образцу и соответствующей необходимой для этого технической или методической документации. В народном образования такой инновационный цикл существует и в учебном процессе.

Господь Иисус говорит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю... Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин.5:17,19). И все последователи Христа, наученные Господом, взирают также на Отца Небесного, творящего, и Сына Божия, исполняющего Его повеления, и сами также повторяют открываемые образцы. Чтобы быть такими же блаженными и плодотворными, как Господь Христос Глава Тела Церкви Его.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они… над всею землею» (Быт.1:26). Это замысел Господень о человеке. Также же рождаются проекты и в разуме научного работника, в процессе его научно-исследовательского труда (НИР) по осмыслению окружающего мира в какой-либо его сфере.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:27), - говорится в Священном Писании. «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные» (1Кор.15:47,48), - объясняет Апостол Павел создание Богом человека, перстного и духовного, Адама и Христа Сына Божия. И одного, и второго идеального, но – Христа Бога, воспринявшего плоть человека, давшего нам образец для подражания. Также и в НПК создаётся образец и документация. В жизни возрожденного для вечности и освящаемого во Христе человека ими является Слово Божье - Христос и богодухновенное, от Отца Духом Святым и Словом Божиим исходящее, воспринимаемое во свете православной истины и из рук Церкви Матери Священное Писание и Предание, полезное «для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек» (2Тим.3:16,17).

«И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор.15:49), - открывает Апостол предназначение каждой душе – обрести подобие образа Божьего, потерянного в грехопадении Адамом, но восстанавливаемого во Христе. Этот труд совершается Богом и Церковью Христовой, в том числе, самим человеком. Для этого в Церкви Господь «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых», для духовного взращивания душ, до образца человека «совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:11-13). «В самом деле, если люди, занимающиеся изображением царей, пишущие их портреты, пользуются большим почетом, то мы, которые украшаем образ Царя Небесного (ибо человек есть образ Божий), не будем ли наслаждаться гораздо большими благами за то, что восстановляем Божие подобие?»[3] - ободряет нас на этот труд Иоанн Златоуст.

По такому же совершенному, насколько это возможно при данном развитии технологий, образцу происходит и серийное производство продукции на предприятии в соответствии научным и опытно-техническим разработкам. Также проводится и учебный процесс в образовании. И все должно быть наполнено такой же Божией мудростью и любовью. Для народа Божия и общества только весьма важно, проводя такие параллели между трудом Божиим и творчеством человеческим, не впадать в упрощенный механицизм и схоластику. Не пытаться ограниченной классической логикой в полноте описать бесконечного Бога, сводя таинство духовной жизни к примитивным схемам, ставя на конвейер «серийного производства» пастырское окормление душ и воспитательный процесс. А напротив, силой необъятной Божией мудрости и любви животворить души и весь народ, служение Христу и общение с ближним, образование и все народное хозяйство, наполняемое светом и действием Господним. И Его плодотворностью. Чтобы, как добрая земля, принимающая зерно, так слушающие и исполняющие Слово Божье приносили «плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Мф.13:23).

Так силою Божией призван трудиться каждый человек и все общество, в его Господних установлениях. В том числе, на предприятии, где производится конечный продукт или услуга, которое представляет собой обособленный имущественный комплекс, специализированный самостоятельный хозяйствующий субъект, использующий необходимые ресурсы для производства товаров и оказания услуг, с целью удовлетворения общественных потребностей. Оно включает в себя профессионально организованный трудовой коллектив, посредством находящихся в его распоряжении средств производства изготавливающий нужную потребителю продукцию (работу, услугу) соответствующего назначения, профиля и ассортимента. Разновидностью предприятия в сфере образования является учебное заведение, школа и так далее.

Система субъектов учебного процесса в её православной и светской части состоит из образовательных и воспитательных учреждений и их подразделений:
- дошкольного воспитания;
- общего среднего образования;
- профессионального образования;
- среднего специального образования;
- высшего образования;
- дополнительного образования;
- повышения квалификации.

Для повышения эффективности педагогического процесса могут организовываться образовательные комплексы (ОК), как совокупности образовательных вертикально и горизонтально интегрированных учреждений и мероприятий, реализующих принцип постоянного непрерывного образования. Например, академический или университетский образовательный комплекс или объединение, где академия или университет являются центром:
- формирования образовательной среды подготовки профессиональных кадров,
- методологического обеспечения образовательных учреждений всех уровней,
- повышения квалификации преподавателей.
Создание таких комплексов обуславливается увеличением эффективности учебного процесса, достигаемой за счет улучшения координации деятельности структур и подразделений, уменьшения текущих расходов и увеличения коэффициента использования имеющихся материально-технических ресурсов. Нужно только учитывать, что более рационально формирование не просто ОК, а НОК с его научной инновационной составляющей научно-методологического обеспечения народного образования, в том числе, духовного компонентов.

 

 

Общественная часть народного образования

Православная часть народного образования

 

субъекты

содержание

субъекты

содержание

Фундаментальные научные исследования

Академии, НИИ, университеты, институты

Увеличение теоретических познаний о вещах окружающего мира, закономерностях их бытия. Обобщения научных данных до философских категорий

Богословские духовные академии, университеты, институты

Увеличение теоретических познаний о Творце, Его творении и установленных Им законах бытия. Понимание окружающего мира в свете Откровения Божиего и учения Православной Церкви

Поисковые и прикладные научные исследования

Академии, НИИ, университеты, институты

Прогнозирование развития науки, техники и общества. Поиск новых возможностей практического применения данных фундаментальных исследований. Научное решение практических задач для культуры, образования, построения и использования образовательных программ, курсов, модулей, методик, уроков

Богословские духовные академии, университеты, институты, семинарии

Богословское освещение культурного созидания, в том числе, образования, построения и использования образовательных программ, курсов, модулей, материалов, методик, уроков

Опытно-конструкторские и технологические работы

Академии, НИИ, ОК бюро, университеты, институты, школы. Их опытно-экспериментальные программы и подразделения

Разработка опытных образцов продукта и технической документации по изготовлению. Создание учебных программ, курсов, модулей, уроков, учебных материалов, учебных и методических материалов, их совершенствование

Богословские духовные академии, университеты, институты, семинарии, школы. Их опытно-экспериментальные программы и подразделения

Создание, в т.ч., апробация,  учебных программ, курсов, модулей, уроков, учебных материалов, учебных и методических материалов, их совершенствование. Получение одобрения Православной Церковью.

Серийное производство вещей, духовных, интеллектуальных и материальных благ

 

Система образования от дошкольных заведений до заведений повышения квалификации АН

Осуществление учебного процесса с использованием предложенных методик и материалов

Система духовного образования Православной Церкви от духовной академии до церковно-приходской школы и православный компонент светского образования

Осуществление учебного процесса с использованием созданных методик и материалов.

Табл. 1. Научно-методический и учебный процесс НОК «Православное просвещение»

 

Задачи

Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца (1Пет.1:22)

(Статья не окончена и находится в работе)

 

Формы координации

 

(Статья не окончена и находится в работе)

 

Научный совет

 

(Статья не окончена и находится в работе)

 

Комплексная целевая программа

 

(Статья не окончена и находится в работе)

 

Совершенствование управления

 

(Статья не окончена и находится в работе)

 

 


sl@sancti.ru, csl@ukrpost.ua

© Калашников Ю.В. 2011, 2014

опубликовано: 2011.08.03.
редакция
: 2011.08.06. 2014.02.27.
http://sancti.ru/clt/school/bigschool.htm

правила сайта

 



[1] Святитель Григорий Богослов Слово 32. О соблюдении доброго порядка. / МПДА. Электронная библиотека. URL:  http://www.mpda.ru/publ/avtor/57403.html (Дата обращения 05.08.2011)

[2]  Иоанн Златоуст Уроки о воспитании. 22 С.5. / Православие и современность. Электронная библиотека.  URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/07zh/zlatoust/zlatoust4/zlatoust4.pdf  (дата обращения 16.12.2010).

[3] Иоанн Златоуст Уроки о воспитании. 22 С.5. / Православие и современность. Электронная библиотека.  URL: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/07zh/zlatoust/zlatoust4/zlatoust4.pdf  (дата обращения 16.12.2010).