праведность и мир электронные материалы журнала домашняя / культура /

 

 

 


 православная КУЛЬТУРА

УЧЕНИЕ О МИРЕ бОЖЬЕМ

национальные интересы и безопасность

Калашников Юрий Викторович. Редактор журнала «Праведность и мир».

 Ключевые слова: христианство, православие, культура, общество, национальные интересы, национальная безопасность.

 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле,
которую Господь, Бог твой, дает тебе (Исх.20:12).

Почтение к родителям и забота о семье благословляются Богом через дар человеку долготы жизни на земле, вручаемой ему Творцом для обитания, управления и заботы, а также и дар во Христе Иисусе благодати жизни вечной в Небесных Божиих обителях. А из итогового повеления в Десятисловии Ветхого Завета, «Не желай… ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:17), следует, что не может человек получить Божье благословение, имея эгоистические мотивы, в том числе, и узкосемейные. Поэтому благословляется Господом забота, как о собственной душе, о собственной семье в почтении к отцу и матери, так и об Отечестве, в целом, в почтении к одним общим праотцам и всему народу, от своего – до краев земли. В созидании такого порядка истинная забота о реализации национальных интересов (НИ). Следуя этой логике, неизменно, при согласовании собственных НИ с аналогичными других субъектов в добрососедских международных отношениях, как всех народов суть – детей одного Отца Небесного, хотя и не всех это осознающих. Всегда в направлении совершенствования и заботы, начиная от своей души, семьи и отечества. Для народа наших исторически сложившихся территорий, в первую очередь, в развитии и укреплении от времён Крещения Киевской Руси сложившихся отношений святой общности единого братского народа.

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:37-40), - научает Христос Спаситель. Для исполнения этой Заповеди и труда Господня по спасению душ человеческих в жизнь вечную, созиданию благоденствия в сем веке земного пути всего Отечества важно осознание, истинной любви и благодати Господней, как совокупности совершенства. А на этом основании  понимание, реализация и защита подлинных интересов ближнего и всего народа, то есть – национальных интересов. Причем во всех сферах жизнедеятельности общества. В том числе, во-первых, в духовности и служении Святой Православной Церкви – хранителя истины Христовой веры, Священного Писания и Предания, незыблемых Божьих догм и императивов, на основании которых формируется вера и практическая жизнь каждой спасаемой во Христе верной Богу души и всего общества. А также – и данные размышления.

При этом важно сохранение единства всего народа с Православной Церковью и построение «симфонии» во взаимоотношениях Её с государством. В свою очередь, определяющих согласованность, интеграцию и укрепление отношений республик единой Святой Христовой Православной Руси. Которые являются приоритетными в защите их национальных интересов в условиях исторически сложившихся отношений единого и многонационального народа, его культуры, включая экономику и хозяйство, а также и единый оборонный и военно-промышленный комплекс. Что по всем параметрам, в настоящее время, нуждается в «исцелении трещин», оставленных в наследие от времён воинствующего атеизма, как отметины гнева Божия на некогда воспротивившихся Его воле, правде и любви. Следует отметить неизменную добрую волю в данном направлении народа всех республик бывшего СССР, до этого Российской империи.

«Национальные интересы - это жизненно важные материальные, интеллектуальные и духовные ценности украинского народа, как носителя суверенитета и единого источника власти в Украине, определяющие нужды общества и государства, реализация которых гарантирует государственный суверенитет Украины и ее прогрессивное развитие» [1]. Такое определение НИ даётся в ст. 1 ЗУ «Об основах национальной безопасности Украины». Их совокупность, ценности и нужды украинского народа, их носители – юридические и физические лица, и отношения между ними, являются  объектами системы обеспечения национальной безопасности (НБ), которая призвана способствовать реализации указанных интересов. Другими словами, обеспечение НБ является инструментом, методом реализации национальных интересов, одним из основных методологических уровней научных богословских и правовых исследований в ориентации на процветание и крепость всякого отечества и мира между народами. В понимании того, что истинные интересы единого народа, например, Святой Руси не просто складываются, а умножаются в единстве составляющих его компонентов, на которые он разрушается, во-первых, собственным грехом и нечестивыми, противящимися Христу и Богу, и Его Церкви.

В республиках Православной Руси существует значительное количество НИИ, занимающихся изучением различных аспектов безопасности, её правовых и организационных гарантий,  проблем функционирования систем её обеспечения. А также нормативно-правовых актов и государственных структур, созданных для обеспечения её эффективного функционирования. В правовом и социально направленном русле понимаются и защищаются НИ Российской Федерацией [2]. Укрепление единства между народами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу, провозглашается в Уставе Совета Европы [3]. Разработана Стратегия взаимодействия государств – участников СНГ, а также принят ряд других документов и межгосударственных договоренностей республик Православной Руси, направленных на обеспечение устойчивого развития, экономической и иной безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения, увеличения конкурентоспособности национальной экономики и укрепления позиций в мировой хозяйственной системе [4]. Однако, данная сфера науки и практики нуждается в дальнейшем углублении исследовательских робот. Более всего – в формировании методологической базы, а также в эффективных практических усилиях, основанных на Истине Божьего человеколюбия, открываемых нам во Христе Спасителе и Его Церкви, именуемой Православной.

В упомянутой статье Закона дается также определение НБ: «Национальная безопасность – защищенность жизненно важных интересов человека и гражданина, общества и государства, которая обеспечивает постоянное развитие общества, своевременное выявление, предотвращение и нейтрализацию реальных и потенциальных угроз национальным интересам». При этом сущность безопасности заключается в устранении опасности, как таковой, а в случае её неустранимости, в максимальной защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, посягательств и любых иных опасностей. Поэтому безопасность является одновременно целью, средством и результатом деятельности человека и общества по защите от деструктивных факторов, явлений, событий и процессов. Как категория, безопасность представляет собой одну из высших ценностей, обеспечивающих свободное существование и развитие личности, общества, человечества, создает гармонию взаимоотношений между человеком и обществом, общественными институтами, этносами, а также между нациями и государствами. Очевидно, что проблема безопасности является глобальной и общечеловеческой.

Безопасность, как социальная и правовая категория, является фундаментальным принципом, целью и средством построения правовой системы, в плане обеспечения беспрепятственного функционирования и развития общества, всех его сфер и институтов. В соответствии со Словом Божиим и как то узаконивается в Конституциях  все республик бывшего Советского Союза, частей Российской империи, человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются высшей социальной ценностью, а права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. С учетом прав человека, не как вседозволенности субъективных пожеланий, а как утверждения правды человеколюбивого Бога, открываемой в учении Православной Церкви [5]. Поэтому основным в системе безопасности является защита и утверждение Святого Православия, а также личности, ее прав и свобод, с соблюдением при этом принципов не нарушения прав и свобод других лиц и защиты общественных интересов. Что только возможно во Христе и Его Церкви, по заповеди Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13), Который при этом любовью Отца небесного, в пример нам положил душу Свою за грехи всего мира.

Бог Творец и Промыслитель всего является единым источником силы и власти во всем Его творении, дарует от этой Его власти человеку в его сообществе и уделе – в семье и Отечестве. И человек в соответствии со своим уровнем послушания во Христе Богу и Церкви, в должном послушании детей родителям, жен – мужьям, в осознании собственных и общественных интересов, а также потребностей строительства в обществе местного и государственного управления, формирует механизмы обеспечения безопасности и реализации этих интересов через народовластие и государственную политику. Таким образом, Божия благодать и созидаемая служением Церкви Православная вера, включающая в себя и учение о государственном устройстве, реализуется в жизни общества и, в частности, в функционировании государства, как одного из общественных институтов, учрежденных Богом. При этом одним их важных условий обеспечения НБ является сохранение в руках святого народовластия всех легитимных, делегированных, поддерживаемых и контролируемых всем народом рычагов управления культурой, политикой, экономикой, наукой, духовным развитием общества. Такая политика безопасности является основой деятельности государства относительно реальных или возможных угроз безопасности своих граждан.

Важно при этом всегда помнить, что реализация политики национальной безопасности  не ограничивается государственной безопасностью и деятельностью органов государственной власти, или, тем более, её какого-либо одного органа. К её субъектам относятся также все граждане, их группы и социальные институты, общественные и другие организации. Во-первых, Православная Церковь, объединяющая народ одним благим всем и спасительным верным Христу смыслом веры Божией, умудряющая Божиим Словом и наполняющая Животворящим Святым Духом, всю доныне Русь Святую – плодами и опытом тысячелетия служения Церкви.

При этом деятельность составных элементов общества должна быть направлена на организацию оптимального управления угрозами и опасностями, с целью их выявления и нейтрализации, определение стратегических задач по обеспечению НБ, усовершенствование самой системы обеспечения НБ, ее сил и средств, создание мобилизационных ресурсов и определение порядка их развертывания. Прерогатива государственных органов относительно обеспечения НБ не имеет абсолютного характера. Потому что со временем такой механизм может превратить государство в монопольный, но ослабленный сам по себе субъект этой деятельности и стать первым фактором значительной угрозы самой НБ в формировании последовательностей разрушительных тоталитарных режимов и хаоса. По сути режима государственного упрвления, противного верховенству власти Бога Вседержителя, управляющего Своим творением посредством Его Слова и Духа, правды и закона, суда и милости, верных Ему душ и всего благочестивого народа.

Отсюда, и управление системой обеспечения НБ определяется  как особый вид деятельности государственных и негосударственных субъектов по организации системы обеспечения НБ, ее оптимального функционирования и устойчивого развития. Содержание этой деятельности включает в себя:
- определение целей, задач и функций субъектов НБ, в т.ч. Православной Церкви;
- разработку и усовершенствование их организационной, функциональной, информационной, психологической и духовной структуры;
- обеспечение материальными, информационными и другими ресурсами;
- подготовку и реализацию управленческих решений;
- обеспечение координации и взаимодействия государственных и негосударственных субъектов обеспечения НБ;
- регулирование их организации и функционирования с учетом геополитической обстановки и отклонений от намеченных целей;
- создание эффективной системы учета и контроля.
Основным принципом построения этой системы является осуществление сознательного, основанного на истине Православной веры и благодати Божией, целенаправленного противостоящего влияния на возникающие угрозы и опасности.

Одной из проблем эффективного обеспечения НБ является отсутствие достаточной правовой базы и правового системного подхода для её решения, как в национальном масштабе, так и в согласовании законодательства с участниками международных отношений. Осуществление, в таких условиях, методологии и должного совершенствования системы национальной безопасности, системы её обеспечения, приводит к стихийности в законотворческой деятельности, возникновению внутреннего правового разногласия между законами, к недостаточно эффективному использованию законов и всей правовой системы. В связи с этим, некоторые составляющие национальной безопасности оказываются недостаточно защищенными, прежде всего, духовная, информационная и экономическая, что наносит серьёзный ущерб всему комплексу НИ.

Одним из важных направлений построения системы НБ является предотвращение возможности узурпации всех функций по её обеспечению государством или одним из его органов, доминирования одного органа над другим, разбалансированности и несогласованности в действиях органов государственной власти, слабой управленческой дисциплины, правового нигилизма, вытекающей отсюда организованной преступности, разжигание различного основания розни и противостояний, вплоть до вооруженных конфликтов. Предупреждению развития указанных проблем способствует служение Православной Церкви, объединяющей во Христе души, их сообщества и интересы. А также на этой основе построение общества, свободного от размножения тоталитарно-деструктивных сект и различного рода преступных организаций, в том числе, религиозной, этнической и других окрасок, но обеспечивающего развитие экономики, научно-производственного потенциала, свободу творческой и предпринимательской деятельности, стабильности государственного сектора экономики, достижение благосостояния и реализации истинных во Христе прав человека и гражданина, процветание всего общества, элементом которого является правовое (по правде Божие), демократическое (святого народовластия), социально направленное (на благо общества) государство. Общество при этом призвано не противостоять государству, а предотвращать утверждение его организационных форм, которые могли бы подменить национальные интересы узкими интересами определенной группы общества, в том числе, государственного аппарата.

В первую очередь, необходима четкость в определении НИ, которая бы способствовала сплоченности различных слоёв общества в монолитный социум, позволила бы понять истинные ценности, сформулировать приоритеты в их достижении, настоящие и будущие интересы народа, сделала бы их прозрачными, открытыми для обсуждения и определённой коррекции. Кроме того, правовое закрепление НИ делает политику государства открытой, понятной каждому человеку и всему обществу, а значит поддерживаемую, сознательно и творчески воплощаемую им в жизнь. Каждому гражданину должно быть известно, как и какие НИ он должен отстаивать, как соотносятся эти интересы с его собственными и, во-первых, с волей Божией. Такой подход, в частности, максимально эффективно предотвращает и различные правонарушения, совершаемые под прикрытием реализации НИ.

Нормативно-правовое обеспечение НБ должно быть прочным, стабилизирующим, относиться к системообразующему уровню в становлении всей правовой системы республик Единой Православной Руси, основанной на началах обеспечения НИ. Должно быть базой для методологически обоснованного принятия любого нормативно-правового акта через определение его соответствия необходимости, целесообразности, уровню и возможности удовлетворения НИ. Встречающаяся хаотичность и неэффективность, иррациональность и преступность в принятии нормативно-правовых актов, является результатом недостаточного осознания важности применения указанной методологии и системного подхода в исследовании и упорядочивании сложных явлений, одним из которых является национальная безопасность.

Для решения указанных проблем в построении системы НБ, стабильной и эффективной правовой системы и всего народного хозяйства необходимо:

-    возвращение нарда к Святому Православию, восстановление после времён воинствующего атеизма полноты служения Православной Церкви Христу и миру, всему обществу;
-    законодательное утверждение признанной в нашем обществе особой роли Православной Церкви в созидании духовности и культуры нашего народа, а также дальнейшее построение на этой основе «симфонии» взаимодействия Церкви со всем обществом, его институтами и группами, включая, государство;
-    развитие эффективных механизмов народовластия через представительные органы местного и государственного управления;
-    четкая регламентация процедуры законодательной деятельности, находящая своё отображение в Законе «О законах и законодательной деятельности», и способствующая упорядочению процесса законотворчества;
-    плановость, основанная на деятельности законодательных органов согласно заранее разработанным программам, базовой из которых является «Государственная программа развития законодательства»;
-    дальнейшая научно-практическая разработка вопросов НБ; обязательное применение методологии НБ в законотворческой работе; введение в учебные курсы экономики, права, управления и т.д. предмета «Основы национальной безопасности»;
-    уточнение понятий «единый в многообразии этносов народ (нация) Православной Руси», «национальные интересы Святой Православной Руси»;
-    организация и координация законодательной деятельности, заключающаяся в синхронизации принятия НПА относительно их совместного и последовательного обеспечения национальной безопасности. Где основой должно быть Святое Писание и Предание Православной Церкви, православный компонент Конституции. А связью Конституции с созидаемой на ней системой нормативно-правовых актов должна быть «Концепция национальной безопасности», «Доктрина национальной безопасности», Закон «Об основах национальной безопасности»,  включающий вопросы негосударственного обеспечения национальной безопасности;
-    на основании святых канонов, вероучения и жизни Православной Церкви, последовательная координация правовой и экономической деятельности, гармонизация правовой системы республик единой Святой Православной Руси друг с другом в созидании единого Отечества и государства, а затем, в приоритете святого национального законодательства – с другими государствами и сообществами;
-    формирование ресурсов и организация механизмов реализации задач НИ и НБ, а также на их основе, духовной, правовой и хозяйственной деятельности.

Итак, обеспечение национальной безопасности и реализация национальных интересов является волей и действием Бога, открываем Им в вероучении и жизни Православной Церкви, одним из основных методов построения благой человеку правовой системы любого государства, в том числе, всех субъектов, ныне отчасти «независимых», Единой Святой Православной Руси, а также добрососедских международных отношений, процветающего и миролюбивого сообщества. Этот метод является связующим, системообразующим, целеполагающим элементом в создании, нормативно-правового обеспечения функционирования, как собственно системы НБ, так и всего общества. Суть процесса состоит в возвращении из конгломерата разрозненных противоборствующих групп к единству в причастии Христу и Богу, Его Церкви Телу и Дому Божию, Святому Православию.

На этой духовной основе Божией благодатью необходимо проведение первоначальной теоретической дифференциации на составные элементы общественных отношений и национальных интересов, нуждающихся в урегулировании и защите, с последующим, из разрозненных компонентов, с помощью теоретических и практических инструментов и методов, созданием упорядоченной интегральной иерархии правовой системы и благоустройства всего общества, во спасение душ во Христе и Боге, в Его Церкви Теле и Доме Божием в вечную жизнь и славу Божью.

Это исследование весьма скромно, но и огромные океаны состоят из таких вот маленьких капель, собранных Богом воедино, для Ему ведомых целей, со временем открываемых нам Его Божественным Промыслом, Словом и Духом Святым  

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Ин.1:1-4)

 

 

 

 

© Калашников Ю.В. 2008, 2010, 2011, 2017

опубликовано: 2008.
Редакция: 2010.05; 2011.04.18+, 23. 2017.04.03
 http://sancti.ru/clt/otechestvo.htm

правила сайта

 



[1] Закон України  Про основи національної безпеки України ( Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2003, N 39, ст.351 ). / ВР Украины. Сайт. URL:  http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=2411-17 (Дата обращения 18.04.2011).

[2] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. / Совет Безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/1/99.html (Дата обращения 18.04.2011).

[3] Устав Совета Европы. Лондон, 5 мая 1949 года. / Совет Европы. URL: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/001.htm (Дата обращения 18.04.2011).

[4] Стратегия экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года и другие документы / Исполнительный Комитет СНГ Сайт.  URL: http://cis.minsk.by (Дата обращения 18.04.2011).

[5] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. / Сайт РПЦ URL: http://www.patriarchia.ru/db/print/419128.html (Дата обращения 18.04.2011).